Нужна или нет детям школьная форма – один из самых спорных и обсуждаемых вопросов, который уже на протяжении нескольких поколений делит школьников, родителей и учителей на два противоположных лагеря. Кто-то за, а кто-то против.
Немного истории
Словосочетание «школьная форма» вызывает у многих схожие ассоциации – коричневые платья и белые фартуки для девочек, костюмы для мальчиков, некогда обязательные в советской школе. Однако родиной формы является Великобритания, где во времена правления Генриха VIII ученикам предписывалось носить форму синего цвета, что должно было приучать детей к смирению, да и ткань этого цвета была самой дешевой.
В России форма появилась с принятием в 1834 году закона, утверждающего единую для всех учеников систему гражданских мундиров в Российской империи, которые делились на студенческие и гимназические мундиры. Ученики должны были носить их во время и после учебы. В 1896 году был открыт Смольный институт – первое женское учебное заведение, где появилась форма для девочек – платья определенного цвета, украшенные воротничками и манжетами (воспитанницы 6 — 9 лет носили коричневые платья, 9 — 12 лет – голубые, 12 — 15 лет – серые, а 15 — 18 лет – белые). Обязательной деталью в будни был черный передник, в праздники – белый. Форма являлась признаком высокого статуса ученика, поскольку образование было доступно не для всех.
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была отменена, как буржуазный пережиток прошлого. Вернулась она лишь в 1949 году, став символом равенства всех слоев населения. Девочки носили все те же платья гимназисток, а мальчики – серые милитаристские костюмы. В те годы появилась особая ученическая атрибутика: для пионеров – красный галстук, для октябрят и комсомольцев – значок на груди.
Строгость нравов сталинской эпохи распространялась на школьную жизнь: эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения. Однако шли годы, форма становилась все более свободной и постепенно менялась. Наконец, в 1992 году она была отменена, поскольку совершенно новой стране с новыми идеалами и ценностями она оказалась ни к чему.
Быть или не быть
Одни родители хотят, чтобы школьники были одеты одинаково, другие, вспоминая свои учебные годы, выступают против возвращения наследия прошлого. Естественно, ярыми сторонниками формы являются руководители общеобразовательных учреждений и учителя. Для самих же учащихся форма чаще всего является подавлением свободы выбора и личной индивидуальности, символом принуждения.
Современные психологи однозначно утверждают, что в школьной форме больше плюсов, нежели минусов. Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Форма становится некой традицией школьного коллектива, о значимости которой говорил еще А.С. Макаренко: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе».
Второй несомненный плюс школьной формы кроется в смягчении социального неравенства учащихся. Это своеобразная попытка его смягчения. Встречают по одежке, а провожают по уму. Однако именно тот самый ум и учебные достижения должны быть предметом гордости, а не одежда.
В-третьих, уже со школьной скамьи ребенок привыкает к дисциплине, к тому, что одежда бывает предназначенной к определенному месту и времени. Часто в школах с отсутствием единой формы учителям приходится прилагать большие усилия для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников в классе.
Станет ли форма обязательной в российских школах или ученики обретут право на самовыражение в этом вопросе? Покажет время. А пока последнее слово всегда остается за взрослыми.
Мнение эксперта
Константин Якунин, психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии Смоленского медицинского университета:
— Я считаю, что школьная форма необходима. Она является признаком некой кастовости. Вспомните форму военнослужащих, белые халаты медицинских работников… Видя их, мы сразу определяем род профессиональной деятельности человека. То же самое и со школьниками. Помимо этого, школьная форма формирует у учащихся чувство сопричастности к общему делу, школе, дисциплинирует их. Однако следует сделать одно важное замечание: форма должна быть безвредной для здоровья ребенка. То есть соответствовать физиологическим особенностям возраста, шиться из дышащих и натуральных тканей по фигуре.
Уважаемые коллеги, родители и учащиеся гимназии, предлагаем вам пройти онлайн-опрос о необходимости введения единой школьной формы, надеемся на сотрудничество и поддержку с вашей стороны.
С уважением администрация гимназии.